«Когда я вырасту, я буду …» или о том, как знакомить детей с профессиями
Трич Н.Ф.,
заместитель заведующего
по основной деятельности
Когда лучше начинать знакомить детей с профессиями? Насколько важна ранняя профориентация? И может ли она повлиять на выбор профессии в будущем?
Этими вопросами часто задаются не только педагоги, но и родители. Ведь интерес детей к миру взрослых очевиден. Сюжетно-ролевые игры дошколят «в парикмахера», «в больницу», «в магазин» яркое тому подтверждение. И поэтому так важно уже в дошкольном возрасте рассказать детям о многообразии профессий, об их отличиях и содержании работы, а также, что самое главное, показать необходимость и важность труда, воспитать уважение к человеку-труженику.
В рамках проведения педагогического марафона 20 октября 2020 года в нашем детском саду прошел тематический день «Кем я хочу стать, когда вырасту».
Несомненно, проводить работу с детьми разного возраста следует с учетом их особенностей, интересов и возможностей познавательного развития. Поэтому в программу тематического дня были внесены разноплановые мероприятия: экскурсии по детскому саду для самых маленьких, экскурсия и встреча с представителями профессии пожарного – для детей среднего возраста, беседы и игры во всех возрастных группах. Воспитанники разновозрастной группы №3 многое узнали о работе врачей, встретились с настоящими медицинскими работниками, посетили медицинский кабинет и, конечно же, сами побывали в роли врачей-спасателей.
А вот для старших воспитанников было придумано очень интересное и познавательное занятие по ознакомлению с необычными профессиями на тему «Профессии, которые изучают прошлое». У детей к старшему возрасту уже имеются достаточно широкие представления о профессиях взрослых, и поэтому, чтобы больше заинтересовать их, были предложены редкие профессии: палеонтолог, археолог, геолог. Тема очень увлекла ребят. Но не только.… К детальному изучению предложенных профессий подключились и родители. Информации было собрано столько, что она не поместилась даже в рамки одного тематического дня. Поэтому теперь в старшей группе идет работа над целым проектом. Пока запланированы мероприятия на неделю: игры, эксперименты, просмотр видеороликов, индивидуальные выступления детей с результатами мини-проектов и т.д. Но, может быть, тема получит своё развитие, и её изучение перерастёт в долгосрочный проект. Ведь главное – это интерес и увлечённость детей.
По прошествии тематического дня воспитатели провели опрос детей на тему «Кем я хочу стать, когда вырасту». Некоторые ответы были ожидаемы: ветеринаром, врачом, пожарным, строителем. По-прежнему, многие дети хотят стать космонавтами, учителями, милиционерами, продавцами мороженого. А вот некоторые… хотят стать папой и мамой. И это замечательно.
Сбудутся ли мечты наших малышей, возможно, мы и не узнаем. Но хочется верить, что самые главные представления о том, как важно работать и приносить пользу своим трудом, у наших ребят уже начали формироваться.