Педагогический проект (районный) "Развитие речевого творчества детей на интегрированных занятиях в условиях разновозрастной группы"".
Срок реализации в нашем детском саду: 2020--2022гг.
Концепция.
В настоящее время общество испытывает потребность в активных творческих личностях, способных генерировать и реализовывать новые идеи, предлагать оригинальный продукт. Несомненно, воспитание такой личности должно начинаться уже в дошкольном возрасте, являющимся, по мнению психологов (О. М. Дьяченко, Н. Н. Поддьяков), сензитивным для развития творческих способностей.
Актуальность проблемы определяется также уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка.
На традиционных занятиях по развитию речи детям часто бывает скучно, поскольку они требуют от дошкольников большой концентрации внимания, произвольности. Особенно эта проблема отмечается на занятиях в разновозрастной группе. Основными задачами на речевых занятиях педагоги считают обогащение лексики, развитие грамматического строя, работу по фонетике. Большую часть занимает и работа над связной речью, однако сводится она к обучению пересказу и составлению рассказов по образцу. Обучение творческому рассказыванию встречается крайне редко. Вместе с тем учебной программой дошкольного образования предусмотрены задачи обучения старших дошкольников созданию разнообразных видов творческих рассказов. Отсутствие целенаправленной педагогической работы над развитием речевого творчества может привести к тому, что интерес детей к сочинительству, позволяющий удовлетворить их потребность в фантазии и выдумке, угаснет и не будет реализован.
Большие возможности для раскрытия творческого потенциала представляет интеграция различных видов детской деятельности. Интегрированные занятия позволяют сделать познание более целостным, соединить ощущения в единый образ. Так познание через музыкальное восприятие насыщает воображение детей чувственными эмоциональными образами, работа над развитием речи позволяет придать этим образам речевое воплощение, а продуктивная деятельность – создать новый творческий продукт.
Использование творческих заданий помогает увлечь детей речевой деятельностью. А смена видов деятельности на интегрированных занятиях создает условия для развития внимания и произвольности.
Между тем, в практике работы с дошкольниками, интегрированные занятия используются крайне редко, отсутствует преемственность в работе воспитателей и музыкальных руководителей, нет дидактического и методического обеспечения для проведения таких занятий.
Цель -- развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе интегрированных занятий.
Задачи:
определить возможности использования интегрированных занятий для развития речевого творчества детей дошкольного возраста;
отобрать музыкальный материал и произведения художественной литературы для создания комплекса интегрированных занятий в разновозрастной группе;
разрабoтать и реализовать комплекс интегрированных занятий, направленных на развитие речевого творчества детей среднего и старшего дошкольного возраста разновозрастной группы;
оценить результативность реализации педагогического проекта.
раскрыть » / « свернуть