Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только светлые воспоминания. Что чувствует первоклассник, ступивший на порог школы? Гордость, ожидание чуда, тревогу … страх. Ведь страшно всё, что неизвестно, ново. И часто страх-то и становится причиной дезадаптации (и не только ребёнка, но и родителей). Организация предшкольной подготовки позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Мнение родителей и педагогов к уровню подготовки детей к школе различны. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это будет залогом их успешной учебы. Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
интеллектуальная готовность;
личностная и социально-психологическая готовность;
эмоционально-волевая готовность;
физическая готовность.
Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.
Формы осуществления преемственности школы с детским садом можно поделить по следующим направлениям.
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной);
• совместные спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• посещение дошкольниками учебных занятий в «Школе будущего первоклассника», организованных при школе;
• посещение летнего оздоровительного лагеря при школе.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (детский сад и школа);
• взаимодействие медицинских работников, психологов;
• открытые показы образовательной деятельности в детском саду и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с учителями школы;
• консультации с педагогами школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду.
Помощь семьи на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем способствуют успешному обучению детей в школе. Для первоклассника родители являются авторитетом, но и первый учитель становится также важной фигурой в жизни ребёнка. Поэтому в начале обучения в школе также важны согласованные действия учителя и семьи.
разгарнуць » / « згарнуць